- Бразилия. Кино
Кадр из фильма «Песня моря».
Режиссёр А. Кавалканти.
1954.Бразилия. Кино
Демонстрация иностранных фильмов в Б. началась с 1896. В 1898 был снят первый бразильский хроникальный фильм. В 1915 в Рио-де-Жанейро основана фирма «Гуанабара». В 20-х годах XX в. кинопроизводство возникло в городах Сан-Паулу, Ресифи, Кампинасе. Преобладали фильмы религиозного содержания, экранизации детективных романов и лишь немногие были посвящены жизненным проблемам Б., например «Грязь человеческая» (1928, режиссёр А. Гонзага), «Предел» (1930, режиссёр М. Пейшоту). Национальная кинематография начала развиваться в 30-е годы на полукустарной технической базе, в обстановке засилья иностранных прокатных компаний. Звуковое кино Б. возникло в начале 30-х годов; снимались главным образом музыкальные кинокомедии. В 40-х годах возникли киностудии «Атлантида» (Рио-де-Жанейро) и «Вера-Крус» (Сан-Паулу), способствовавшие развитию бразильской кинематографии. Создателями наиболее значительных лент в конце 30-х — начале 50-х годов были У. Мауру («Фавела моей любви», 1935; «Песнь тоски», 1952), А. Кавалканти («Песня моря», 1954), Л. Баррету («Кангасейру», 1953, — рассказ о крестьянах-повстанцах).
В середине 50-х — начале 60-х годов в бразильском кинематографе формируется направление, известное под названием «новое кино». Творчески усвоив лучшие традиции национальной литературы и поэзии, представители «нового кино» шли по пути создания остросоциальной антиимпериалистической кинематографии, затрагивая важнейшие проблемы жизни бразильского народа. Первая крупная работа деятелей этого направления — фильм «Рио, 40°» (1954, режиссёр Н. Перейра дус Сантус). Среди других его видных представителей — А. Виани, А. Дуарти, Ж. П. Андради, О. Сампаю, Р. Герра, К. Диегис, П. С. Сарасени, а также Г. Роша, фильмы которого получили международную известность («Бог и дьявол в стране Солнца», 1963; «Семиглавый лев», 1970; «Отрубленные головы», 1971). Среди значительных фильмов «нового кино» — «Обет» (режиссёр А. Дуарти, 1962), «Иссушенные жизни» (1963, режиссёр Н. Перейра дус Сантус) и др. «Новое кино» включало и кинодокументалистику (Л. Норонья, В. ди Карвалью, П. Жил Суарис) и кинокритику (работы А. Виани, Г. Роши, Д. Невиса).
В 1966 в Б. был создан Национальный институт кино. Одной из наиболее интересных бразильских кинокартин конца 60-х годов стал фильм «Макунайма» режиссёра Андради (1969). Среди бразильских киноактёров — Л. Вилар, С. ди Соза Прата (Гранди Отелу), П. Аутран, А. Тейшейра, Ф. Монтенегру, В. Шагас, С. Бриту, Л. Динис. С начала 70-х годов наметился общий спад кинопроизводства (в 1970 в Б. было выпущено 112 полнометражных художественных фильмов, в 1973 — лишь 58). Это объяснялось засильем иностранной кинопродукции и острой конкуренцией телевидения.
В 1972 в Б. был проведён I Национальный конгресс кинематографистов, где обсуждались меры противодействия засилью западных боевиков и порнофильмов. В 1975 Национальный институт кино был ликвидирован, его функции были переданы государственной фирме «Эмбрафилм» (основана в 1975), что способствовало укреплению роли государства в кинопроизводстве. В этом же году был принят закон, ограничивающий прокат иностранной кинопродукции и предусматривающий обязательный показ каждым кинотеатром бразильских фильмов 112 дней в году. Всё это стимулировало развитие бразильской кинематографии. В 1976 вышло около 80 новых фильмов. Среди них — «Урок любви» (режиссёр Э. Эскорел), «Любимчик» (режиссёр Р. Палмари), «Дона Флор и два её мужа» (по роману Ж. Амаду, режиссёр Б. Баррету), «Шика да Силва» (режиссёр Диегис). В 1977 имел успех новый фильм Н. Перейры дус Сантуса «Лавка чудес». Большое значение для развития кинематографии имеют кинофестивали национальных фильмов, проводимые в городах Бразилия (с 1965) и Грамаду.
Литература:
Виани А., Кино и его проблемы, в сборнике: Бразилия. Экономика. Политика. Культура. М.. 1963;
Viany A., Introduçao ao cinema brasileiro, Rio de J., 1959;
Rocha G., Revisâo crítica do cinema brasileiro, Rio de J.. [1963];
Neves D. E., Cinema nòvo no Brasil, Petrópolis, 1966.В. Б. Оводов.
Кадр из фильма «Лампиан, король кангасейру».
Режиссёр К. Коимбра.
1960-е гг.
В роли Лампиана (в центре) Л. Вилар.
Кадр из фильма «Обет».
Режиссёр А. Дуарти.
1962.
Кадр из фильма «Смертоносный».
Режиссёр Г. Роша.
1968.
Кадр из фильма «Сан-Бернарду».
Режиссёр Л. Хиршман.
1973.
Кадр из фильма «Дона Флор и два её мужа».
Режиссёр Б. Баррету.
1976.
Энциклопедический справочник «Латинская Америка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор В. В. Вольский. 1979-1982.